Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии “Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича”

Приобщение ребенка к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, передаваемых от поколения к поколению, воспитание подрастающего поколения как знающего культуру своей семьи и своей страны – основные приоритеты федеральной образовательной программы, основу которой составляет воспитание ребенка в ценностях общества.

Актуальность проблемы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича обусловлена необходимостью решения приоритетных задач развития дошкольного образования, определенных в стратегических документах. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» необходимо «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определяет одной из главных целей «укрепление государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов». 

Представление о добре и зле, правде и лжи, воспитание социальных чувств и навыков – все это впитывается ребенком из традиционных практик. Тех, что передаются из поколения в поколение. Одна из самых доступных и самых ярких практик – это сказка. Именно со сказкой в мир ребенка приходят первые нравственные чувства и понятия, понимание социальных паттернов поведения и осмысление социально-коммуникативных процессов общества (например: благожелательность расположит к тебе людей, а негативные чувства и слова – оттолкнут). Именно с помощью сказки у ребенка начинают развиваться самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями, начинают развиваться нравственные ориентиры – системы ценностей Родина, природа, жизнь, милосердие, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, здоровье, жизнь, культура, труд, красота – система ценностей, указанная в федеральной образовательной программе. Эти ценности в сказках народов России и Белгородской области.

Ознакомление дошкольников со сказками на основе развивающих игр В.В.Воскобовича с учетом научно-обоснованных методов и подходов к организации образовательного процесса; планирование и введение инноваций по моделированию воспитательной среды, учитывающей особенности региона, образовательный запрос семьи и индивидуальные особенности каждого ребенка – составляют «каркас» инновационной деятельности. 

Учитывая особенности каждого ребенка, который становится активным участником деятельности с использованием игрового пособия, взрослый организует сотрудничество детей и взрослых как партнеров, тем самым актуализирует субъектную позицию ребенка, поддерживая его инициативность и активность.  Использование игр В.В.Воскобовича в образовательном процессе способствует обеспечению вариативности содержания основной образовательной программы и организационных форм дошкольного образования.

Высокий образовательный и развивающий потенциал игровых пособий В.В.Воскобовича, возможность многоцелевого использования при правильном с методической точки зрения подходе позволяют добиться планируемых результатов в соответствии с ФОП ДО. Дети приобретают умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, способность к комбинированию, пространственное видение и воображение, способность представить результаты своих действий и их вариативность.

Цель и задачи реализации инновационного проекта.

Цель: создание организационных, методических и материально-технических условий для приобщения детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича» в соответствии с ФГОС и ФОП дошкольного образования.

Задачи :

  1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой путем интеграции развивающих игр В.В. Воскобовича.
  2. Развивать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую деятельность: формировать чувство сопричастности к духовному наследию посредством знакомства со сказками народов России, авторскими сказками и сказками Белгородской области; обогащать эмоциональный опыт через самовыражение и отождествление с героями сказок; обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки.
  3. Разработать сценарии образовательной деятельности, направленные на приобщение детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича».
  4. Разработать и апробировать диагностику эффективности приобщения детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича».
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в использовании сказок и игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в образовательном процессе ДОО.

Приказ о деятельности региональных инновационных площадок от 30.01.2024_№174