Доступная среда

Специальные условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не предусмотрены

Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Цель коррекционной работы:

– обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы через решение следующих задач:

– выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

– осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– предоставление возможности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Направления коррекционной работы:

– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

– информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

С целью оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков) в МБДОУ функционирует логопедический пункт. В своей деятельности логопедический пункт реализует следующие задачи:

– коррекция нарушений устной речи;

– своевременное предупреждение, и преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ по дошкольному воспитанию;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников.

Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется по заключению ПМПк, на основании приказа заведующего ДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями).

Учитель-логопед проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 5 – летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы и представляется в в ПМПк. Не подлежат приёму на дошкольный логопедический пункт дети с тяжёлыми, стойкими нарушениями речи, имеющими логопедическое заключение ОНР— I, II уровней; осложнённого ОНР — III уровня; системного недоразвития речи. Если ребенок в возрасте от 5 до 7 лет имеет такие сложные нарушения речи, учитель – логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. Организазия работы в логопункте осуществляется на основе программы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи у детей Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.

Основными формами работы логопедического пункта является:

проведение регулярных подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками по исправлению фонетико-фонематического, фонематического недоразвития речи, нарушения произношения отдельных звуков. Коррекционная работа обеспечивает формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звуко-буквенного анализа, автоматизацию слухопроизносительных умений и навыков с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю, их периодичность определяется тяжестью нарушений речевого развития детей. Длительность вышеуказанных занятий составляет 10-15 минут. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в свободное время с учетом режима работы МБДОУ.

Консультации для родителей

Планирование

Локальные акты

Циклограмма деятельности и график работы на 2020-2021 учебный год

Педагог-психолог
Основные направления деятельности психологической службы

1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды – система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности детей, а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Социально-психологический мониторинг – система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу ДОУ осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения детей.

Социально-психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.

Социально – психологическое проектирование – разработка системы психолого-педагогических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, эмоционального благополучия.

2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации у детей, разработка профилактических программ и рекомендаций участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
Психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у детей и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение дошкольников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуально-психологических особенностей детей, динамики процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам.
выявление интересов, способностей и склонностей обучающихся для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

Психологическое консультирование – оказание помощи личности дошкольника в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно – мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации детей, педагогов, родителей.
Психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии детей со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.
В течение учебного года педагог – психолог использует следующие формы работы:

индивидуальное обследование;

Групповое обследование;

групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах),

развивающие игры;
индивидуальные психокоррекционные занятия;
тренинговые занятия;
занятия по подготовке детей к школьному обучению;
просветительская работа с родителями.
По результатам диагностики познавательной сферы педагог – психолог проводит индивидуальную работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, подгрупповые занятия в группах комбинированной направленности. В группах детей раннего возраста проводит консультации по вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению.