Педагог-психолог
Основные направления деятельности психологической службы
1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды – система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности детей, а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Социально-психологический мониторинг – система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу ДОУ осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения детей.
Социально-психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.
Социально – психологическое проектирование – разработка системы психолого-педагогических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, эмоционального благополучия.
2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:
- Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации у детей, разработка профилактических программ и рекомендаций участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- Психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у детей и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
- Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение дошкольников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуально-психологических особенностей детей, динамики процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам.
выявление интересов, способностей и склонностей обучающихся для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
- Психологическое консультирование – оказание помощи личности дошкольника в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно – мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации детей, педагогов, родителей.
- Психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии детей со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.
В течение учебного года педагог – психолог использует следующие формы работы:
индивидуальное обследование;
Групповое обследование;
групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах),
- развивающие игры;
- индивидуальные психокоррекционные занятия;
- тренинговые занятия;
- занятия по подготовке детей к школьному обучению;
- просветительская работа с родителями.
По результатам диагностики познавательной сферы педагог – психолог проводит индивидуальную работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, подгрупповые занятия в группах комбинированной направленности. В группах детей раннего возраста проводит консультации по вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению.
I.Консультации для родителей
II.Консультации для воспитателей
III.Непосредственно-образовательная деятельность
IV.Картотека игр
V.Планирование